Как избежать обмана со стороны продавца финансовых услуг? Мисселинг в финансовой сфере
Мисселинг — действия продавца, в результате которых происходит некорректная продажа продукта. Чаще всего подразумевается задействование нецелевой аудитории, использование неверной аргументации, «игра» на неправильно сформулированной мотивации клиента, утаивание рисков. В результате клиент получает продукт, не соответствующий его потребностям и ожиданиям.
Мисселинг в финансовой сфере активно обсуждается в последнее время применительно к ситуациям, когда банки продают продукты инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) или субординированных облигаций банков.
Например, менеджер банка убеждает клиента приобрести ИСЖ, не предупреждая, что средства нельзя будет снять в полном размере до истечения срока действия страхового полиса. Когда клиенту срочно потребовались деньги, он смог их забрать при условии удержания 30%. Т.е. сотрудник банка даже не поинтересовалась, есть ли у клиента финансовый резерв, не провела анализ финансовой ситуации, что обязательно делается при планировании и выборе финансового решения. Грамотный финансовый советник отговорит клиента вкладывать единственные деньги в финансовые инструменты с ограниченной ликвидностью.
Или клиентов банка, который держат на счете большие суммы, предлагают купить субординированные облигации или структурные продукты банка, заманивая более высокими %, чем на депозитах, не предупреждая о рисках. При отзыве лицензии банка, на данные средства не распространяется условия страхования вкладов, о чем клиенты не предупреждены.
После одного моего вебинара по личным финансам позвонил участник мероприятия и рассказал свою историю, завершив словами «Ну почему они так делают?».
Его отец, пожилой человек, скопил некоторую неплохую сумму в долларах США «на старость» и хранил на депозите в банке. Когда срок вклада закончился, и он пришел в банк, чтобы продлить договор, менеджер банка уговорила его перевести накопления в рубли и открыть договор в рублях, «потому что так больше можно заработать, ставки в рублях выше». Через некоторое время, когда курс доллара резко подскочил, у пожилого человека стало плохо с сердцем.
Почему так поступила сотрудник банка? Возможно, ее заработок зависел от количества открытых вкладов в рублях. Может, на этот счет были внутренние распоряжения банка. А может, это была личная уверенность в том, что хранить средства в рублях выгоднее и надежнее.
Проблема для потребителей финансовых услуг не только в некорректных действиях сотрудников финансовых организаций, агрессивных продажах, недостаточном уровне грамотности россиян.
Зачастую финансовые продукты, действительно, сложны для понимания людям, не имеющим хороших финансовых знаний. Понять все тонкости и риски продукта самостоятельно сложно. И клиент тогда обращается за помощью к сотруднику финансовой организации, который может сам не знать всех тонкостей, но являться хорошим продавцом.
Клиент и сотрудник финансовой организации заведомо находятся по разные стороны, у них не совпадающие интересы. Клиенту нужно решить свою задачу, сотруднику – продать продукт. Финансовый продукт данной организации может не подходить для решения задачи клиента, но клиент об этом никогда не узнает.
Чтобы не терять деньги и время, что важно при решении финансовых задач, обращайтесь к независимому финансовому советнику, который заведомо будет на вашей стороне. Такая консультация не может быть бесплатной, потому что советник, владея методикой финансового планирования, знаниями финансовых продуктов, потратит свое время на анализ и подбор оптимального решения вашей задачи.
Запись на персональную консультацию
Поделитесь этой информацией в соцсетях!
Навигация
Предыдущая статья: ← Ошибочные критерии выбора финансовых инструментов
Следующая статья: Как получать пенсию как в развитых странах? 2 способа →